Ди-бокс – что это, зачем, какой выбрать, история возникновения
Напишите номер телефона и мы свяжемся с Вами:
Ваше имя
Ваш телефон

Ди-бокс – что это, зачем, какой выбрать, история возникновения

22.01.2017

Ди-бокс – что это, зачем, какой выбрать, история возникновения
DI Box, Ди-бокс, Direct Box, или просто DI (варианты расшифровки – direct input, direct injection), это устройство, используемое в студии и концертной практике и выполняющее две важнейшие функции: гальваническая развязка (изолирование) аудиосигнала от электрической сети (важно при работе на сцене) и согласование входного и выходного уровней (соединение небалансного высокоимпедансного выхода инструмента с низкоимпедансным микрофонным входом).
Ди-боксы используют для подключения электрогитар, бас-гитар, клавишных инструментов к микшерному пульту. Согласование уровней, входного-выходного сопротивлений, использование балансной линии при помощи ди-бокса позволяет уменьшить шум, наводки и избежать земляных петель. Гальваническая развязка не позволит гитаристу получить удар током при коротком замыкании или смене фазы.
Обычно директ-боксы имеют один вход (иногда выполненный на двух разъемах, XLR и TRS) и 2 выхода: сквозной (директ) и обработанный (микрофонного уровня) для дальнейшего подключения к вещательной системе: в микшерный пульт или звуковую карту для записи.
Большинство директ-боксов имеют аттенюацию(уменьшение) уровня входного сигнала (Pad), которая включается с помощью переключателя. Если источник сигнала достаточно громкий, имеет смысл использовать аттенюацию для предотвращения перегрузки трансформатора в директ-боксе, которую нельзя будет исправить на микшере. Обычно это 20dB и 40dB, что соответствует уровню сигналов line и speaker соответственно. Важно следить за уровнем сигнала, чтобы не навредить предусилителю в пульте.
История создания
Как утверждает Peter Janis (президент компании Radial Engineering) появлению ди-бокса способствовала группа Beatles. Дело в том, что фанаты на их концертах орали так громко, что басовый усилитель на сцене был уже не способен произвести «тычок» баса на громкости, достаточной, чтобы перекрыть крик толпы. Решение: послать сигнал с баса на систему звукоусиления. Так родился директ-бокс. Первые директ-боксы были сделанными вручную черными коробочками с трансформатором внутри. Эти пассивные устройства получали сигнал бас-гитары и разделяли его. Часть сигнала шла на инструментальный усилитель, а часть в вещательную систему, порой на расстояние 15-30 метров.
Схема пассивного ди-бокса
Очень быстро увеличивались системы звукоусиления, следовательно – и размеры концертных площадок. Все пришло к тому, что концерты стали проходить на стадионах и аренах. Бас-гитаристы стали обращать внимание, что рост систем звукоусиления и увеличение длины кабеля сильно влияет на характер звука их инструментов. Он уже был не такой «мясистый», и вновь пропал «тычок». В принципе сюрприза здесь не было – если вы берете сигнал с магнитного датчика и заставляете его пройти полсотни метров кабеля, а в дополнение еще и поработать на басовый усилитель на сцене, уровень его будет весьма слабым. Сегодня этот эффект называется «нагрузка». Решение: усилить сигнал магнитного датчика бас-гитары. Другими словами, в директ-бокс поместили небольшой усилитель. Так родился активный ди-бокс. Старый добрый Fender P-bass был счастлив – «тычок» вернулся!
Схема активного ди-бокса
И все были счастливы на протяжении нескольких лет, но однажды какой-то парень поместил внутри баса 9-вольтовую батарею с усилителем. До этого бас производил сигнал напряжением около 1 вольта, а теперь, внезапно, при помощи внутреннего преампа, запитанного 9 вольтовой батареей, стал производит 5-7 вольт. Возникла новая проблема: 5-7 вольтовый выход теперь перегружал активный директ-бокс, производя мутное, искаженное, лишенное атаки звучание баса в вещательной системе. Или, проще говоря – это звучало откровенно плохо. Решение? Стряхнуть пыль со старого пассивного ди-бокса, подсоединить, и вновь получить хороший звук – и «тычок» появился и «мяса» достаточно.
Итак, теперь правила таковы: с высокоуровневым сигналом активного баса, который имеет собственный каскад усиления, прекрасно работает пассивный ди-бокс. А в случае пассивного баса – активный ди-бокс не будет вносить паразитного влияния на звук и обеспечит достаточный драйв в вещательной системе. Нужно помнить, что качество ди-боксов зависит от схемотехники и качества используемых компонентов. Лучшие решения сфокусированы на уменьшении любых «плохих» искажений, таких как гармонические, фазовые и интермодуляционные искажения.

Все бренды:

4all Audio ACME AIWA ALESIS Alto Professional AMC Antari AXL Azusa Behringer BIG BOSS Cabletech Celestion CHAUVET City Light City Sound CKC Lighting Cort CR-Laser D'Addario dB Technologies DBX DEAN Dibeisi Disco Effect DS-LIGHT Dunlop EcoSound Emiter-S EMS Ernie Ball EUROecolite Evolution Free Case Free Color Fzone GHS GON BOPS HYC Kaifat Kool Sound Kruger&Matz L-Frank Audio LanLing Line6 Maxtone New Light NGS OK-Net Osram Park Audio PARKSONS PDP Pioneer Pro Lux Pro-Ekran PRS REC Roland Roxtone Sennheiser SFAT SGM ShowArt Shure Shure (original) Smoke Factory SOUND DRIVE Soundking Stentor Takstar TVS UA Effects Universal-effects WARWICK X-Laser Yamaha Younasi

Новые записи в блоге

Яндекс.Метрика